+38 (067) 233-69-29
menu
person

Лечебная физкультура при хроническом бронхите
Хронический бронхит - наиболее распространенная форма хронических неспецифических заболеваний легких. В комплекс реабилитационных мероприятий ЛФК включают на всех периодах хронического процесса (при обострении и в промежутках между рецидивами). Назначая ЛФК, учитывают клиника бронхита (стадия, степень нарушения функции внешнего дыхания, состояние сердечно - сосудистой системы), уровень физического развития и физической подготовленности больного, характер нагрузок в быту и на производстве .
 
Основные задачи лечебной физкультуры при хроническом бронхите такие:
 
  • Повышение общей и местной резистентности бронхиального дерева, сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям в верхних дыхательных путях;
  • Усиление крово - и лимфообращения, уменьшение или ликвидация воспалительных изменений в бронхах;
  • Предотвращение прогрессирования процесса, профилактика возможных осложнений (бронхоэктазов, эмфиземы, дыхательной недостаточности);
  • Восстановление дренажной функции бронхов, механизма правильного дыхания;
  • Мобилизация компенсаторных механизмов вентиляции, укрепление дыхательной мускулатуры, восстановление проходимости бронхов.
Лечебная физкультура при хроническом бронхитеПодбор средств и форм лечебной физкультуры, исходного положения зависит от характера изменений бронхов и наличии осложнений со стороны бронхолегочной системы. Так, при слизисто - гнойном хроническом бронхите большое значение имеют дренажные упражнения и постуральный дренаж, который проводят регулярно (3-4 раза в неделю) с целью полного вывода гнойной мокроты из бронхов. Если в период выздоровления недостаточно полно восстановлена ​​проходимость бронхов и существует обструкция, которая затрудняет дыхание, целесообразно использовать звуковую гимнастику с последующим дополнением ее дыхательными упражнениями. Через 2-3 нед после занятий звуковой гимнастикой рекомендуют выполнять вдох и выдох с сопротивлением.
 
При проведении лечебной гимнастики важным условием является регулярное проветривание комнаты, палаты, кабинет ЛФК, а в летний период - занятия на свежем воздухе.
 
К основным формам лечебной физкультуры при бронхитах относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, процедура лечебной гимнастики и дозированная лечебная ходьба, а также различные виды тренировочно - оздоровительных мероприятий (в условиях санаторно - курортного лечения ) .
 
В процедуру лечебной гимнастики включают упражнения для верхних и нижних конечностей, плечевого пояса и туловища, дыхательные упражнения с усилением выдоха , корректирующие упражнения. Нагрузка в процедуре лечебной гимнастики зависит от общего состояния больного, а потому может существенно меняться. Продолжительность процедуры - от 15 до 30 мин .
 
Звуковую гимнастику рекомендуют проводить 2 - 3 раза в день (длительность - 2-3 мин) до еды или через 1,5-2 ч после того, лучше утром. Со временем продолжительность занятия звуковой гимнастикой можно постепенно увеличивать до 7-10 мин и более . Исходные положения для звуковой гимнастики - лежа , сидя и стоя. При углубленном выдоха больной произносит отдельные звуки. При обструктивном бронхите все рекомендуемые звуки произносятся тихо или шепотом, мягко, спокойно, без напряжения. При выполнении звуковой гимнастики важно соблюдать следующие правила дыхания: вдох через нос - пауза 1-3 с - активный выдох через рот - пауза. Удлинение выдоха способствует более глубокому и полноценному вдоха.
 
Выдох, во время которого произносят звуки, облегчает откашливание. Успокаивающе действуют на голосовые связки свистящие и шипящие звуки («с », « ш - ш - ш »), которые произносят шепотом с полуоткрытым ртом.
 
Для усиления вдоха при звуковой гимнастике упражнения выполняют в такой последовательности: короткая пауза, выдох с произнесением звуков « п - ф - ф » (этот выдох принято называть очистительным). Выдох осуществляют медленно, тихо, без усилий, через небольшое отверстие составленных трубочкой губ, один раз. К началу выдоха и после него рот должен быть закрыт. После такого выдоха обязательно произойдет более глубокий вдох, что приносит больному облегчения. Затем наступает пауза и выполняется выдох через нос при закрытом рте со звуком « м - м - м » - длительно и протяжно, как стон. Это способствует равномерному убыванию и последующем плавном расширению грудной клетки. Выполняют эти упражнения сидя, с небольшим наклоном туловища вперед, положив кисти рук ладонями вниз на колени , ноги (всей ступней ) опираются на пол.
 
Далее добавляют по 2 новые звуковые упражнения. «Рыкающий» звук « р » в звуковой гимнастике является одним из основных , при обструктивном бронхите его произносят мягко, спокойно, как двойное «р - р». Если нет одышки и воздух свободно проходит в бронхи , произносят энергично и громко. Рот открыт. В сочетании со звуком « р » можно произносить на выдохе и другие согласные и гласные звуки: «б - р - р - у - х» , «г - р - р - у - х» , «д - р - р - в -х». Каждое из звуковых сочетаний следует произносить по одному разу. Звук «р » можно заменить мягкими звуками , которые жужжат, - «ж » и «з» .
 
Применение в звуковых упражнениях сообщений гласных и согласных вызывает колебания голосовых связок, которые передаются на трахею, бронхи, грудную клетку. Эта вибрация расслабляет мышцы бронхов , способствует лучшему отхождению мокроты.
 
Вместе со звуковой гимнастикой применяют дыхательные упражнения статического и динамического характера ( с акцентом на выдохе ), упражнения, тренирующие мышцы выдоха, способствуют развитию упругости, гибкости и эластичности бронхов.
 
С целью эвакуаторной функции бронхов используют дренажные упражнения ( изолированно или в сочетании с упражнениями на расслабление ) и вибрационный массаж .
 
Важной формой лечебной физкультуры при бронхите является дозированная ходьба. Дозировка ходьбы надо увеличивать постепенно, поэтому маршруты выбирают разной длины и сложности. Назначая дозированную ходьбу , врач должен определить для каждого больного ритм дыхания при ходьбе по ровной местности и при подъеме вверх, темп ходьбы и маршрут с учетом постепенного роста нагрузки. Ритм дыхания при ходьбе по ровной местности рекомендуют такой : вдох носом на 2-4 шага , выдох через нос или через рот , сложенный трубочкой, - на 4-8 шагов. При подъеме вверх все внимание следует сосредоточить на выдохе через рот. Выдох выполняют активно , лучше с произношением звуков « пф » или «фо». Темп ходьбы возрастает постепенно - от медленного в начале курса к быстрому (100-120 шагов/мин) при хорошем самочувствии конце курса лечения. Паузы для отдыха делают при необходимости, сидя или стоя, от 2 до 10 мин . Дыхание должно быть спокойным , глубоким, через нос, с акцентом на долгое полный выдох , без напряжения и усилия. С появлением усталости, одышки или неприятных ощущений в области сердца, печени и других органов ходьбу следует прекратить или уменьшить дозировку .
 
Можно рекомендовать больным за 2 часа до сна выполнить 7-10 - минутный комплекс специальных физических упражнений, способствующих дренированию бронхов и улучшению легочной вентиляции.
 
Важное значение имеет массаж (классический, самомассаж, сегментарно - рефлекторный) грудной клетки, который способствует лучшему выделению мокроты и облегчает дыхание. Процедуру массажа начинают с поверхностного поглаживания грудной клетки, в направлении диафрагмы за ходом реберной дуги до подмышечных ямок. В верхней части грудной клетки массаж проводят в направлении от грудины к подмышечным ямок. Среди массажных приемов используют главным образом продольное или поперечное спиралевидное растирание. Целесообразно также выполнять ударные вибрационные приемы. Процедура массажа средней интенсивности длится 10-20 мин.
 
Лучшая эффективность действия ЛФК при бронхитах достигается в условиях санаторно - курортного лечения, преимущественно в местности с теплым и сухим климатом. Утренняя гигиеническая гимнастика, процедура лечебной гимнастики, прогулки, терренкур, спортивные игры, плавание, гребля и другие виды физических упражнений, проведенные в благоприятных климатических и санитарно - гигиенических условиях, тренируют все звенья дыхательной системы и улучшают ее функцию. Чтобы предотвратить обострения хронического бронхита, рекомендуют регулярное закаливание организма (катание на коньках, ходьба на лыжах, плавание, медленный бег, обливание водой с постепенным снижением температуры от 22 до 16-13 ° С).

Примерный комплекс специальных дыхательных упражнений, тренирующих мышцы вдоха и выдоха:
 
  1. Вдох через нос, слегка зажат большим и указательным пальцами руки.
  2. Вдох через одну ноздрю (вторая зажата пальцами), а выдох через вторую ноздрю, поочередно .
  3. Вдох через суженное отверстие составленных трубочкой и вытянутых вперед губ (имитация вдоха через трубочку, соломинку).
  4. Вдох двумя углами рта через образовавшиеся отверстия в углах рта, при сжатии губ посередине (имитация улыбки) .
  5. Вдох поочередно одним углом рта ( через отверстие, образованное сжатием губ в одном углу рта).
  6. Глубокий вдох, выдох - через тонкую трубочку длиной около 20 см с маленьким отверстием (0,3 - 0,4 см), конец которого погружено в банке или стакан с водой.
  7. Вдох через свисток или узкую трубочку длиной около 20 см.
  8. Надувание резиновых игрушек, воздушных шариков. После глубокого вдоха делать выдох в камеру игрушки малыми порциями воздуха, толчками. Стремиться раздуть камеру больше .
Примерный комплекс процедуры лечебной гимнастики при хроническом бронхите в палатном режиме
 
Подготовительная часть:
 
  1. Исходное положение  - стоя, ноги вместе, руки опущены. Ходьба на месте в течение 1-1,5 мин; темп средний, следить за правильным дыханием.
     
  2. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища . Поднять руки вверх, ладонями внутрь - вдох, развести руки в стороны, опустить вниз - Выдох; 5-6 раз , дыхание через нос.
  3. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Медленно вдыхать и выдыхать воздух поочередно каждой ноздрей (одну ноздрю зажимать пальцем руки, рот закрыт ) по 5 раз каждой ноздрей.
  4. И. п. - стоя, правая рука на груди, левая - на животе. Надавливать левой рукой на переднюю брюшную стенку - удлиненный выдох , вернуться в и. п. - вдох; темп медленный, обращать внимание на удлиненный выдох; 4-6 раз.
Основная часть:
 
  1. И. п. - стоя , ноги вместе , руки вдоль туловища. Развести руки в стороны, вверх - вдох, вернуться в и. п. - выдох; 4-6 раз, темп медленный, следить за правильной осанкой.
  2. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Развести руки в стороны, туловище повернуть влево ( вправо) - вдох, вернуться в и. п. - выдох; 4-6 раз в каждую сторону, темп медленный, обращать внимание на удлиненный выдох.
  3. И. п. - стоя, ноги вместе, руки в стороны. Руки вперед, махом ноги достать концы пальцев - выдох, вернуться в и. п. - вдох; 4-6 раз каждой ногой, темп медленный, дыхание не задерживать.
  4. И. п. - стоя, ноги вместе , руки слегка отведены назад. Приседая, руки вперед - выдох, вернуться в и. п. - вдох; 4-6 раз, темп медленный, следить за правильным положением корпуса.
  5. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, гимнастическая палка в руках хватом сверху. Руки вверх - вдох, вернуться в и. п. - выдох; 3-5 раз, темп медленный.
  6. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, гимнастическая палка за спиной. Сделать наклон вперед, руки вверх - выдох, вернуться в и. п. - вдох; 4-5 раз, темп медленный.
  7. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, гимнастическая палка за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклон влево ( вправо) - выдох, вернуться в и. п. - вдох; 4-6 раз в каждую сторону, темп медленный, следить за правильным дыханием.
  8. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, кисти рук соединены на затылке, Вдох через нос на счет 1-2, выдох - на счет 3-5.
  9. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые движения туловищем; 2-3 раза в каждую сторону, дыхание произвольное, ритмичное.
  10. И. п. - стоя , ноги вместе, руки вдоль туловища. Плечи вверх, голову назад, прогнуться в грудном отделе позвоночника - вдох, вернуться в и. п., расслабить мышцы плечевого пояса выдох; 4-6 раз, темп медленный.
  11. И. п. - стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. Руки вверх, прогнуться - вдох. Наклон вперед, пальцами достать носки ног - выдох; 2-3 раза, темп медленный, обращать внимание на удлиненный выдох.
  12. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, набивной мяч в руках перед грудью. Бросок партнеру; 4-6 бросков, дыхание произвольное, не задерживать.
  13. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Скрестить руки на груди, небольшой наклон вперед - выдох, вернуться в и. п. - вдох; 4-6 раз, темп медленный, обращать внимание на удлиненный выдох.
  14. И. п. - стоя, ноги вместе, руки к плечам. Локти в стороны, вверх - вдох, вернуться в и. п. - выдох; 3-5 раз, темп медленный, обращать внимание на расслабление мускулатуры во время возвращения в и . п.
Заключительная часть:
 
  1. И. п. - стоя. Ходьба в сочетании с движениями рук, при вдохе - руки в стороны, при выдохе - вдоль туловища; 2-3 мин, дыхание через нос, рот закрыт.
  2. И. п. - стоя. Ходьба в медленном темпе 1-2 мин; постепенно удлинять выдох: на 2 счета - вдох, на 6 - выдох, затем на 2 счета - вдох, на 8 - выдох.
  3. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх ладонями внутрь - вдох, развести руки в стороны и опустить вниз, расслабиться - выдох; 5-6 раз, темп медленный, дыхание через нос.
Категория: Лечебная физическая культура | Просмотров: 17973 | Добавил: avangardsport | Теги: Лечебная физкультура бронхит, упражнения лечебной физкультуры, бронхит лечебная гимнастика, физкультура при бронхите, лечебная гимнастика, ЛФК хронический бронхит, упражнения лечебной гимнастики
Польза спорта для детей

Спорт полезен не только для тела, но и для ума. Поэтому занятия спортом необходимы для благополучия ребенка. Откройте для себя все преимущества спорта для вашего ребенка.

Помимо того, что спорт играет важную роль в психомоторном развитии ребенка. Таким образом, у ребенка развивается культ старания, воли, стремления добиться успеха, чтобы быть лучше других, но и ...


Физическая активность у детей школьного возраста

За последние несколько десятилетий специалисты отмечают, что физическое состояние детей ухудшилось. Например, в 2019 году 17% детей в возрасте от 6 до 11 лет страдали ожирением или избыточным весом. Надо сказать, что молодежь передвигается гораздо меньше, чем раньше. Сейчас только каждый четвертый мальчик и каждая вторая девочка будут заниматься достаточной физической активностью для достижения целей.

Читать далее...


Беговая тренировка HIIT для начинающих

Если вы готовы вывести свои беговые тренировки на новый уровень, вы, вероятно, слышали, что интервальный бег  может помочь вам улучшить аэробные способности, выносливость, выносливость (переносимость физических упражнений) и скорость.

И если вы готовы поднять свою физическую форму на новый уровень, вы, вероятно, знаете, что высокоинтенсивные интервальные тр...


Является ли тренировки EMOM самым эффективным методом?

Время: у вас его не так много, но вы не можете тренироваться, не потратив его. Вы можете торопиться между упражнениями, как «Тасманский дьявол», и рискуете получить травму. Вы можете сократить тренировку и пропустить важные движения. Или вы можете выбрать тренировку, в программу которой встроена работа на время.

Это будет ежеминутный  подход, ил...