+38 (067) 233-69-29
menu
person

Легче воды

К началу XVI века плавание стало приобретать спортивный характер. Известно, что в 1515 г. в Венеции были проведены соревнования по плаванию. Вскоре после этого, в 1538 г., датчанин Николай Бикман издал первое руководство по обучению плаванию.

В середине XVIII века во многих странах Западной Европы начинают открываться искусственные бассейны. В них стало возможным заниматься плаванием и в зимнее время. Но все же плавание распространялось в основном среди низших слоев общества. Привилегированные классы предпочитали другие, главным образом дорогостоящие, физические упражнения: охоту, верховую езду, фехтование.

По словам Жан-Жака Руссо, богачи не желали «смешиваться» с беднотой и боялись, что в этом недорогом и всем доступном искусстве какой-нибудь мастеровой окажется более умелым, чем вельможа.

1794 год явился годом открытия «научного метода обучения искусству плавания». В этом году пловец и ученый Орионцо де Бернарди опубликовал свой «Полный курс искусства плавания, основанный на новейших опытах об удельном весе человеческого тела». Основное положение, на которое опирался новый метод, заключалось в том, что если человек наполнит легкие воздухом, то его тело становится легче воды.

Однако еще за 18 лет до выхода книги Орионцо де Бернарди в русском журнале «Экономический месяцеслов» была помещена обстоятельная статья неизвестного автора, который без всяких претензий на какое-то открытие, со знанием дела излагает в доступной форме на нескольких страницах то, что у Орионцо де Бернарди заняло целую книгу, принеся ему общеевропейскую известность.

Автор статьи писал, что человек действительно может держаться на поверхности воды, не производя никаких движений. Напомнив закон Архимеда, по которому на погруженное в жидкость тело действует выталкивающая сила, равная весу жидкости, вытесненной этим телом, анонимный автор объяснял, что удельный вес человека почти равен удельному весу воды. При полном выдохе он колеблется от 1,02 до 1,05. В этом случае тело тонет. При обычном вдохе удельный вес падает до 0,96, а при полном — еще ниже. Таким образом, набрав в легкие воздух, человек становится легче воды, и подъемная сила выталкивает его на поверхность. В этом случае человек плавает без каких-либо движений.

На этом законе и обосновано упражнение «поплавок», которое «Месяцеслов» предлагал применять для обучения плаванию. Это упражнение наглядно показывает, что каждый может держаться на воде, а обучение плаванию фактически сводится к тому, чтобы научиться преодолевать сопротивление воды и продвигаться вперед с достаточной скоростью.

В этом же журнале был напечатан обстоятельный перечень упражнений для обучения плаванию.

К сожалению, советы неизвестного исследователя по обучению плаванию вскоре были забыты как в России, так и в Западной Европе. Становится модным так называемый «аналитический метод», требовавший сложного оборудования и специально подготовленных преподавателей.

По этому методу плавать учились на суше под счет «раз-два-три». После того как ученик мог автоматически выполнять расчлененные движения, его подвешивали в горизонтальном положении на лямках между четырьмя столбами и заставляли под тот же счет выполнять все движения слитно. Затем «пловца» на лямках опускали в воду и заставляли проделывать все то, что он разучивал на суше. Если он осиливал и этот рубеж, то его, привязанного за пояс, на «удочке» протягивали вдоль берега или борта купальни. Затем в ход шли пробковый пояс или шары, помогавшие ученику держаться на воде. И только после всего этого пловца выпускали на воду. Такое обучение стоило дорого, заниматься им могли только состоятельные люди.

С развитием техники предприниматели по обучению плаванию заменили брезентовые лямки, на которые раньше укладывался ученик, сложным механическим аппаратом с целой серией всевозможных рычагов, шатунов, коленчатых валов. В такой агрегат «загружался» желающий научиться плавать. Его руки и ноги закреплялись ремнями к подвижным частям машины, а сам он «парил» в воздухе на особых приспособлениях. Роль учителя сводилась к тому, что он крутил колесо, которое приводило в движение руки и ноги ученика по определенной схеме, помимо его воли.

Сейчас такой способ обучения может вызвать только улыбку. Шутка ли! Человека мучили без малого год, а научиться плавать удавалось далеко не каждому.

...В феврале 1964 года в Москве проходило совещание, на котором обсуждалось, как быстрее и лучше обучить плаванию все население нашей страны. Представители разных республик рассказывали о том, как им удается за 10—15 занятий научить человека держаться на воде и проплывать небольшое расстояние. Тренеры делились своим опытом, рассказывали об успехах и неудачах.

И вот слово предоставили старшему преподавателю Государственного орденоносного института физической культуры Белоруссии Ростиславу Александровичу Дмитриеву.

На трибуну поднялся, немного сутулясь, высокий мужчина лет пятидесяти и начал рассказывать, как он учит людей плавать за... полчаса.

Сначала, видно, никто его не слушал — заседание подходило к концу и люди устали.

И вдруг с задних рядов послышался чей-то голос:

—Научить плавать за полчаса? Да что это вы говорите? Или нам ушам своим не верить?!

Зал притих.

—Да, вы правы,— спокойно ответил Дмитриев.— Речь идет о том, что человека, действительно, можно научить плавать за полчаса. Не верите — сейчас можете посмотреть кинофильм, который мы сняли, а завтра в бассейне убедиться воочию.

Дмитриев просит погасить свет. На экране появляется открытый плавательный бассейн Белорусского республиканского водноспортивного комбината.

Дикторский текст читает Дмитриев:

—Это — малая чаша, или, как ее еще называют, «лягушатник». Но сегодня в «лягушатник» пришли не дети, а взрослые. Люди, пришедшие сюда, не умеют держаться на воде. Сейчас вы в этом убедитесь.

Зрители видят, как Дмитриев, одетый в спортивный костюм, предлагает новичкам войти в бассейн. По тому, как они держатся за поручни и с ужасом смотрят на воду, можно безошибочно догадаться, что плавать они не умеют. Возле лесенки, спускающейся в воду, затор — никто не решается сойти первым. Дмитриев берет деревянный шест и измеряет глубину, а затем показывает, что воды в бассейне по пояс. Страх снят, люди входят в воду и выстраиваются в шеренгу лицом к бортику. Начинается урок обучения. Опять звучит голос Дмитриева:

—Стоя на дне, опустить лицо в воду между вытянутых вперед рук и задержать дыхание на 3—4 секунды.

Одно упражнение сменяет другое. Проходит полчаса, и люди, собравшиеся в зале, с удивлением видят, что ученики Дмитриева плывут. Правда, этим «пловцам» далеко еще даже до ребятишек, которые выросли у рек и озер и умеют плавать с детства, но научиться за полчаса держаться на воде и проплыть с десяток метров — это было настоящее чудо.

Промелькнул рекорд. Фильм закончен.

—Вот и все. Как видите, человек плывет. Теперь папы и мамы, зная несложные упражнения, которые мы разработали, могут с успехом заменить учителя плавания,— заключает Дмитриев.

Впечатление от фильма превзошло всякие ожидания.

На следующий день все участники конференции собрались в центральном бассейне. Дмитриев вновь продемонстрировал свой метод, уже не при помощи кинофильма, а на практике. Успех был полный. Все пятнадцать человек, до этого совершенно не умевших плавать, за полчаса научились держаться на воде и проплывали до 10 метров.

Категория: Олимпийские Игры | Добавил: avangardsport | Автор: avangardsport.com
Просмотров: 1359